Электрическая автомобильная лебёдка - ставим своими руками на Chevrolet Niva

«Какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт — ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта...»
«Понедельник начинается в субботу» А. и Б. Стругацкие.


Когда оказываешься в 10-15 километрах от ближайшего населённого пункта, рассчитывать приходится только на свои силы и технические возможности автомобиля, которых хочется иметь как можно больше. Поэтому когда я стал использовать домкрат Хай-Джек, захотелось пойти дальше - поставить на внедорожник «Шевроле-Нива» электрическую лебёдку.

К сожалению, этот весьма популярный российский полноприводный автомобиль оказался наименее приспособленным для такой доработки по сравнению, например, со старой «Нивой» или УАЗом, так как «Шивик» не имеет металлических бамперов, на которые обычно навешивают электролебёдку. Пришлось поискать, что производится для монтажа лебёдок, и поломать голову, как решить такую задачу наиболее оптимальным и эффективным способом.

Оказалось, что в продаже есть так называемые площадки под лебёдки и установочные комплекты для крепления электрических лебёдок. Но первые представляют конструкции, сваренные из 8-мм стального листа, которые ставят вместо бампера всего на трёх болтах. Такое решение портит вид автомобиля и бампера. явно ненадёжно. А вторые, на мой взгляд, более продуманные, предлагают временную установку лебёдки перед бампером, что меня тоже не устроило.

Тогда я решил, что сначала надо выбрать лебёдку. Исходя из массы снаряжённого автомобиля (более 1400 кг) и возможных размеров отсека между бампером и радиатором подошла лебёдка KEW6000 с максимальным расчётым тяговым усилием 2720 кг, мощностью мотора 1,6 л.с. и выносным пультом управления. Габариты лебёдки — 520x180x175 мм, а вес — 29 кг.

Здесь есть одна тонкость, которую надо учитывать, — максимальное тяговое усилие развивается лишь при полностью намотанном тросе на барабан лебёдки. Чем больше вы будете отматывать трос, чтобы зацепиться за далеко стоящее дерево, тем меньше будет тяговое усилие, которое может снизиться до 1620 кг. Поэтому усилие в 3000 кг не кажется чрезмерным.

Как я делал кронштейн для установки электрической лебёдки, показано на фото 1-21.

Электрическая автомобильная лебёдка - ставим своими руками на Chevrolet Niva


  1. Демонтаж бампера и усилителя бампера.

  2. Радиатор охлаждения жидкости гидроусилителя руля подрезан и укорочен на 2/3 от штатного размера.

  3. Торцевые площадки на коробах лонжеронов просверлены по местам точечной сварки сверлом Ø10-11 мм и удалены.

  4. Из двух стальных уголков длиной 900 мм с полками 35 мм сварена несущая балка крепления лебёдки.

    Балка установлена под лонжеронами, размечены и приварены дистанционные вставки из прутка Ø10 мм и...

  5. ... четыре наружные пластины усиления лонжеронов из листовой стали толщиной 4 мм.

  6. На балке крепления лебёдки сварена из листовой стали толщиной 4мм монтажную площадку и...

  7. ...из отрезков уголка — вертикальные кронштейны крепления ограничительных роликов троса лебёдки.

  8. На нижней стороне монтажной площадки приварены три отрезка швеллера толщиной 2 мм для подъёмной пятки реечного домкрата.

    Электрическая автомобильная лебёдка - ставим своими руками на Chevrolet Niva


  9. Вот так выглядит лебедка, поставленная между лонжеронами двигательного отсека,...

  10. ... а это — наружная пластина усиления лонжерона, к которой...

  11. на болтах М10 длиной 120 мм установлена стальная планка для крепления к усиленной части лонжерона.

  12. В короб лонжерона вставлены внутренние вставки, нарезанные из стальной трубы Ø1/2”.

  13. К нижней части площадки лебедки приварены два кронштейна из стального уголка с проушинами для крепления к монтажным местам, предназначенным для установки защиты картера двигателя.

  14. Вот так выглядит узел крепления балки лебёдки к защите картера двигателя, если посмотреть на него снизу.

  15. Сборка покрашена специальной автомобильной грунтовочной краской по металлу.

  16. Красят также изнутри короб лонжерона.

  17. Короб лонжерона закрыт торцевой площадкой, закреплённой на болтах М8 длиной 20 мм.

    Надо только иметь в виду несколько уточняющих замечаний.

    ✔ Несущую балку кронштейна лебёдки нельзя просто подложить под лонжероны, так как с левой стороны стоит буксировочный крюк (фото 3): нужны дистанционные вставки (фото 4).

    ✔ Для усиления несущей балки кронштейна лебёдки в местах её крепления к лонжеронам приварены косынки (фото 7),

    ✔ Под монтажной площадкой (фото 8) я приварил три швеллера, чтобы можно было поднимать домкратом не только передок автомобиля целиком, но и отдельно — правое или левое колесо.

    ✔ Передние лонжероны автомобиля имеют разную толщину металла. Максимальная толщина (около 4 мм) находится приблизительно в 200 мм от торцевых площадок. До этого места пришлось дотягиваться планками из стальной полосы и сечением 20x4 мм (фото 10 и 11).

    ✔ Болты М10 длиной 200 мм (фото 12) проходят с каждой стороны сквозь несущую балку лебёдки и продольную балку, связывающую лонжероны в пеедней части моторного отсека. На этом же фото видны вставленные в короб лонжерона внутренние вставки, нарезанные из стальной трубы Ø1/2". Эти вставки нужны, чтобы короб лонжерона не смялся при закручивании болтов.

    ✔ При подъёме передней части автомобиля на несущую балку лебёдки действует значительная нагрузка. Чтобы исключить деформацию средней её части, то есть монтажной площадки, я сделал из стального уголка два кронштейна с проушинами для крепления к болтам, на которых установлена решётка защиты картера двигателя (фото 14).

    Электрическая автомобильная лебёдка - ставим своими руками на Chevrolet Niva


  18. Электропитание к лебёдке подключено.

  19. Вырезанные под лебёдку усилитель бампера...

  20. ... и бампер смонтированы на автомобиле.

  21. Ограничительные ролики навешены на лебёдку.

  22. Вид переднего бампера с лебёдкой сбоку.

  23. Так лебёдка выглядит в анфас.

  24. Подставив под лебёдку реечный домкрат, ...

  25. ... передок автомобиля можно легко поднять.

    На фото 22 и 23 хорошо видно, что лебёдка целиком укрыта передним бампером и за габариты выходят лишь ограничительные ролики троса. Пришлось только сделать удлинитель и вывести наружу рычаг разблокировки лебёдки для свободного сматывания троса, перенести госномер автомобиля, а также сделать чехол из водонепроницаемого материала, чтобы укрыть электромотор лебедки от попадания влаги.

    Электрическая автомобильная лебёдка - ставим своими руками на Chevrolet Niva


  26. Якорное устройство со штырями и тросом-удлинителем.

  27. Якорное устройство можно использовать как опору для домкрата.

  28. Штыри-грунтозацепы я вбиваю в землю на всю глубину.

  29. Действие лебёдки с якорем при форсировании заболоченного участка.


Для применения лебёдки в тех местах, где не за что зацепиться тросом, я сварил из уголка якорное устройство (фото 26). Это — рамка с полками 35 мм размерами 300x400 мм. По бокам рамки под углом 45° относительно горизонтальной плоскости я приварил 6 обрезков трубы Ø3/4”, предназначенных для стальных штырей-грунтозацепов 020 мм и длиной 400 мм, которые вбиваются в землю (фото 28).

Олег МАМОНОВ, Москва
По материалам журнала "САМ"
  • Мангал на столбе
  • Такая лебедка и тонну осилит!
  • Пашем на велосипеде
  • Как сделать снегоход из мотоблока своими руками
  • Полка из фанеры своими руками