Пашем на велосипеде

Идея использования велосипедного привода для обработки почвы привлекает своей простотой и отсутствием потребности в горючем. В то же время педальный привод позволяет распределить нагрузку на большее количество мышечных движений при выполнении такого же объема работы, как и обычными ручными почвообрабатывающими агрегатами. Это дает возможность одному человеку выполнять вспашку, окучивание и другие энергоемкие операции без перегрузки организма.

Простейшим таким агрегатом можно считать вело-лебедку. Испытания первой самодельной лебедки подтвердили эти рассуждения. Вспашка ручным плужком с шириной захвата 170 мм, который рассчитан на взрослого человека, с помощью педального привода оказалась под силу ученику пятого класса. А если за педали садился взрослый человек, то почти в полтора раза удавалось увеличить глубину пахоты.

Хочу поделиться опытом изготовления такого «помощника» в усовершенствованном варианте. Для этого необходимо иметь обычный дорожный велосипед с закрытой рамой, старый неисправный двигатель типа Д-6 от мопеда, большую велосипедную звездочку, ступицу от мопедного колеса с осью и немного металлопроката (уголка, листового и трубок).

Велосипед используется в неизменном виде за исключением цепи, которую придется удлинить.

Пашем  на велосипеде
Велосипед с маховиком:
1 — тросик управления муфтой сцепления
2 — двигатель Д-6 без поршневой группы;
3 — цепь велосипедная.


Двигатель мопеда требует несложной доработки. Над ведущей звездочкой необходимо вырезать верхнюю стенку картера и крышки от передней до задней бобышки, оставив резьбу и сами бобышки. Зубчатый венец звездочки по толщине сточить на токарном станке со стороны крышки от 4,8 до 2,6 мм под велосипедную цепь. Коленчатый вал рас-прессовать, удалить шатун и опять спрессовать. Он будет служить маховиком, инерция которого помогает без рывков преодолевать «мертвые точки» педалей при работе лебедкой. В подшипники коленвала заложить графитовую смазку. Место крепления цилиндра закрыть самодельной крышкой из листового металла, чтобы
не попадала пыль.

Если переделанный таким образом двигатель закрепить в верхней части велосипедной рамы в перевернутом положении звездочкой вниз и пропустить цепь через три звездочки, то получается велосипед с маховиком. При этом на левой стороне руля надо поставить ручку управления муфтой сцепления и провести от нее тросик к двигателю На таком велосипеде можно ездить. Трогаясь с места, сцепление выключаем, а когда дорога пойдет под гору, плавно включаем, и маховик начнет вращаться, запасая кинетическую энергию, которая поможет легче въехать на подъем. Перед торможением выключаем сцепление, а маховик продолжает вращаться по инерции. При притормаживании перед препятствием инерция маховика помогает снова быстро набрать скорость после препятствия.

На дачном участке велосипед можно переоборудовать в лебедку для вспашки. Заднее колесо снимают, а на его место прикрепляют приставку с лебедочным барабаном. Приставка состоит из рамы, к которой крепят барабан со звездочкой и тросом, грунтозацепы, тросоукладывающую петлю.

Пашем  на велосипеде
Приставка-лебедка:
1— хомут крепления к велосипеду;
2 — укос;
3 — трубка крепления к велосипеду;
4 — грунтозацеп;
5 — звездочка велосипедная;
6 — кольцо тросоукладчика;
7 — барабан лебедки.


Для барабана берут ступицу колеса мопеда с изготовленными из листового металла круглыми боковыми ребордами. Большую велосипедную звездочку к ступице прикрепляют болтами с большими шайбами (шайбы лучше прихватить к звездочке сваркой, предварительно отцентрировав последнюю на ступице). Вместо троса можно использовать капроновый шнур.

Два грунтозацепа изготовлены из отрезков уголков длиной 120 мм, заточенных снизу для легкого вхождения в грунт. Их приваривают по краям поперечного уголка длиной 500 мм, служащего опорой на грунт.

Петлю тросоукладчика изготовливают из толстой мягкой проволоки в виде кольца с отполированной внутренней поверхностью и прикрепляют на раме приставки так, чтобы натянутый трос, проходя через кольцо, ложился на середину барабана.

Приставку к велосипеду крепят в двух местах. Одно — на месте крепления заднего колеса — с помощью шпильки d 10 мм. Второе — на двух трубках рамы велосипеда, между педальной кареткой и первым креплением — с помощью хомутов.

Сборку приставки производят в два этапа. Сначала на сварке собирают нижнюю часть, к ней на оси крепят барабан лебедки. Отдельно сваривают верхнюю часть с трубкой для крепления к велосипеду и хомутами. Верхнюю часть закрепляют на велосипеде на месте заднего колеса поближе к каретке насколько позволяют пазы для натяжения цепи. Потом нижнюю часть, одев цепь на звездочку, приставляют к верхней и в положении натянутой цепи приваривают к верхней с усилением укосинами.

При работе такая лебедка опирается на переднее велосипедное колесо и поперечный уголок с грунтозацепами. При этом рама велосипеда ставится под незначительным углом по отношению к натянутому тросу, чтобы последний не соприкасался с передним колесом.

С помощью лебедки можно не только пахать, окучивать, культивировать, но и поднимать груз массой до 50 кг через дополнительный блок. При этом барабан лебедки надо оснастить тормозными колодками и вывести ручку тормоза на правую сторону руля.




Александр Хомиченко
По материалам газеты "Толока. Делаем сами"


  • Мечта огородника
  • Такая лебедка и тонну осилит!
  • Самодельный картофелекопатель
  • Электрическая автомобильная лебёдка - ставим своими руками на Chevrolet Niva
  • Велосипед с импульсным приводом